О развитии трансграничных хабов на заседании Правительства под председательством Олжаса Бектенова доложил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев.
«Каспийский узел» будет направлен на страны прикаспийского региона с населением более 100 млн человек. Практическая реализация проекта – строительство площадки для хранения контейнеров и перегрузки из ж/д вагона в морские контейнеры, а также предоставление качественного сервиса по их обработке.
«Каспийский узел» позволит нарастить на ТМТМ объем транзитных грузов, следующих из Китая в Европу, а также развитие контейнерной линии «Туркменбаши – Актау – КНР».
Одним из проектов, реализуемых в рамках развития хабов на Каспийском узле, является проект «Строительство контейнерного хаба в морском порту Актау».
Работы по реализации проекта начаты. На территории СЭЗ «Морпорт Актау» зарезервирован земельный участок площадью 19 га. С потенциальным инвестором – портом ООО «ГК Порт Ляньюньган» – подписано соглашение о привлечении инвестиций в данный проект. Также в участии в реализации проекта выразили заинтересованность международные компании «PSA International» (Сингапур), «Abu Dhabi Ports Group» (ОАЭ), «Adani Group» (Индия), «Rhenus» (Германия).
Проект реализуется Министерством транспорта совместно с акиматом Мангистауской области. Строительство контейнерного хаба в порту Актау планируется завершить во втором квартале 2025 года.
Еще один проект, придающий импульс развитию и расширению порта Курык, – «Строительство многофункционального морского терминала «Саржа». Инвестор – компания «SEMURG INVEST».
Реализация проекта предполагает строительство терминала генеральных грузов, универсального терминала, терминала наливных грузов, а также транспортно-логистического центра и производственного комплекса общей мощностью порядка 10 млн тонн. С ноября 2023 года ведется перевалка генеральных грузов, на сегодняшний день обработано более 73 тыс. тонн металла и удобрений. Срок завершения проекта – 2026 год.
«На сегодняшний день полностью завершены мероприятия и процедуры по принятию организационно-распорядительных документов, необходимых для создания хабов. В частности, подписаны два межправительственных соглашения с Узбекистаном и Кыргызстаном, созданы индустриальные зоны», — сказал Арман Шаккалиев.